RU EN

Богоявленский собор



Первый деревянный собор построили еще в 1693-1695, но пожар 3 августа 1716 года уничтожил это строение вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 года приступили к кладке стен. К строительству приступили, когда был частично отменен царский указ от 9 октября 1714 года о запрете каменного строительства: возведение новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. 299 сибирских каменщиков смогли откупиться 10 рублями от царского указа и Богоявленский собор стали строить в нарушение всех указов и норм, как говорили тогда в Сибири: «До бога — высоко, а до царя — далеко».

К 1723 году окончили теплый северный Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили его 12 мая 1724 года и стали проводить в нем богослужение. Колокольню «шатром» с пределом во имя Иоанна Воина под ней освятил 22 июля 1729 Иннокентий Кульчицкий, первый иркутский епископ и святой, а главный холодный Богоявленский придел был закончен лишь 25 сентября 1746 года. Собор вмещал 2 тысячи человек и был главенствующим над церквями города.

Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась еще на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ними лишь в 1745 году. (Первоначальный иконостас в 1868 году был заменен новым, выполненным Б.В. Поповым, и дальнейшие следы его затерялись.) К окончанию строительства собор понес некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него устроили деревянный купол со шпилем. (В наши дни в ходе реставрации шатер восстановили.)

В 1764 к собору Богоявления пристроили приделы во имя Богоматери Казанской, освященный 6 июля 1766 и 30 марта 1871, Иоанна Предтечи (упразднен в 1870) и Всех Святых, освященный в 1764 и 18 октября 1827 (разобран в процессе реставрации). В 1868 году под руководством архитектора Владислава Андреевича Кудельского произвели некоторые перестройки в интерьере: выбрали своды в теплом храме, объединили придел и теплый храм, увеличили окна. В 1918, на месте упраздненного ранее Предтеченского придела, освятили новый — во имя святого Софрония Кристалевского, епископа Иркутского.
Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев». В приходно-расходных книгах Богоявленского собора среди множества имен посадских и служивых, бравших подряды на строительные работы, встретилось только одно имя уставщика. К сожалению, книги сохранились не полностью, а имя мастера встречается в записях за 1728 и 1731 годы, когда собственно строительные работы шли к концу. Это обстоятельство не позволяет окончательно считать Гаряева автором Богоявленского собора. Правда, в пользу мастера есть еще один аргумент: Гаряев работал на строительстве Троицкого собора в Верхотурье, что лежит на полпути из Московии в Сибирь. И именно этот храм был взят в качестве прообраза для иркутского Богоявленского собора.

Подле собора в 1797 году задумали возвести вторую колокольню. Две звонницы при одном храме — явление довольно редкое в церковном зодчестве. С чем это было связано?

С середины XVIII столетия в Иркутске бурно развиваются ремесла. Ремесленники составляли почти половину городского населения. По численности мастеровых Иркутск занимал 17 место в России. Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты, был и колокольный завод, на котором в течение ста лет было создано немало замечательных по своим техническим и художественным достоинствам отливок. В 1797 году под руководством 23-летнего мастера Алексея Унжакова был отлит колокол весом в 761 пуд (12465 кг), превосходящий все прошлые отливки. Столь примечательную отливку, своего рода иркутский, а может быть и сибирский, царь-колокол, нарекли собственным именем — Большой колокол — и решили специально для него выстроить колокольню.

Строительство колокольни, однако, затянулось. Только в сентябре 1812 года были выкопаны рвы и заложен фундамент. Через два года закончили кладку стен, а 30 марта 1816 года наконец водрузили на звоннице и сам колокол, стоявший до того времени рядом на специальном помосте. На мощных бревенчатых перекладинах и крепких железных серьгах под самым куполом здания застыл он в царственном одиночестве. Новая колокольня встала в одну линию со старой соборной. Ее объем был согласован с рядом стоящим памятником, хотя общая композиция и декоративные элементы навеяны русским классицизмом. Колокольня имеет четыре яруса: нижние два составляют квадратный четверик, два верхних выполнены в виде ротонды, облегченной широкими арочными проемами. Строгая симметрия, равновесие всех деталей делают колокольню спокойной, уверенной, как и положено ей, вознесшей к небу гордость иркутских граждан — слышимый на десятки верст окрест Большой колокол. До наших дней он, увы, не сохранился.

После революции в 1925 году Иркутский губисполком включил собор Богоявления в списки памятников искусства и старины, рекомендованных к сохранению, но это не помешало ВСКИКу в 1934 вынести решение о закрытии собора и размещении в нем пекарни. В 1948 постановлением СМ РСФСР здание бывшего собора принято под государственную охрану. В 1960 собор и его строения (ограда, сторожка, колокольня) отнесены к памятникам культуры федерального значения.

Богоявленский собор был отреставрирован в 1967 — 1985 годах по проекту Галины Григорьевны Оранской. Когда в ходе работ были ликвидированы пристройки и различные позднейшие наслоения, открылись причудливые узоры украшений окон, дверей и карнизов из тесаного кирпича, а также редчайших для Сибири поливных изразцов. Вплоть до 1967 года в главном здании собора стояли печи-сушилки Иркутского хлебозавода. В старейшем Петропавловском пределе были обустроены душевые, до сих пор не удается просушить стены.

К сожалению, изразцы сохранились не все. Но по сохранившимся образцам преподаватель художественного отделния Иркутского училища искусств Штанько освоил технологию изготовления новых изразцов, не отличающихся по своему виду и качеству от древних. Сейчас изразцовое убранство собора полностью восстановлено.

Почти 20 лет реставрации вернули собору первоначальную форму и силуэт, за исключение пятиглавия. Об этой особенности Богоявленского собора сохранилось слишком мало сведений. Реставрационные работы в соборе Богоявления были закончены в 1986 году. Они действительно были очень сложными, потому что за время своей истории собор не один раз перестраивался, и мастерам с помощью корундовой пластинки приходилось убирать поздние наслоения. Нарушен рельеф, на котором находится собор, когда-то он, как и Спасская церковь, стоял на возвышенности. Кроме того, утрачены подвалы, в которых еще в первой половине XVIII века иркутские купцы хранили товары до постройки Гостиного двора. В 1985 году в Богоявленском соборе был размещен филиал Иркутского художественного музея — отдел декоративно-прикладного искусства.

В 1994 собор возвращен Иркутской епархии, и в 1995 году освящен иркутским епископом Вадимом. Стены алтаря и трапезной были заново расписаны иконописцами С.Н. Фроловым, Б.М. Лутенко, Е.А. Алешиной, И.И. Горбуновой. Выполнен новый иконостас (столяр А. Арзамасов, скульптор А. Пермяков, позолотчик А. Карпов).

Как оказалось, Богоявленский собор обладает поразительной акустикой, время реверберации (по формуле Сэбина, затухание звука до порога слышимости в секундах) составляет 7 секунд. Такими показателями обладают немногие здания сегодня, например, в Московском камерном хоре этот показатель составляет 5 секунд.

С Богоявленским собором также связано множество событий. связанных с историей ни только Иркутска, но и России вцелом. Отсюда в 1812 году ушли ратники на войну с французами, здесь же в 1814 году иркутяне совершали торжественный молебен в честь победы над Наполеоном. И позже, в 1854 году, здесь отпраздновали победу над англо-французской эскадрой, пытавшейся атаковать Петропавловск на Камчатке. Привезли плененные знамена и 6 ноября в 10 часов утра в кафедральном соборе забил Большой колокол, потом прибыл генерал-губернатор Николай Муравьев. Самые важные указы и манифесты читались с паперти именно этого собора.

В Кафедральном Богоявленском соборе была устроена усыпальница иркутских архиереев, здесь погребены святой Софроний Кристалевский, Михаил Миткевич, Вениамин Багрянский, Михаил Бурдуков, Иоанн Смирнов.