RU EN

Вознесенский монастырь



Вскоре после основания Иркутского острога, в 4-х верстах от него на противоположном берегу Ангары, среди дремучих лесов старцем Герасимом была устроена небольшая пустынь. В 1669 году старец Герасим подал енисейскому воеводе челобитную о закреплении земли под монастырские строения. В этом же году грамота царя Алексея Михайловича отнесла к устроенной Герасимом пустыни свободные земли по р. Иркуту. Чуть позже, в 1672 году, основание монастыря благословила грамота митрополита сибирского Корнилия.

Первой в монастыре была построена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с приделом Одигитриевским, от которой монастырь и получил наименование Вознесенского. Тогда же были устроены ограда и кельи для немногочисленной братии. В 1679 году пожар уничтожил все строения. Позже монастырь был возобновлен старцем Исаием. В 1686 была вновь воздвигнута деревянная Вознесенская церковь.

В начале XVIII века монастырь владел значительным количеством земли и лесами, а также соляным заводом. В эти годы царской грамотой были отданы во владение монастыря «довольное количество земли сенокосной и хлебопашной и лесов». Земли эти стали заселяться людьми, идущими отовсюду в Сибирь с надеждой лучшей жизни. Монастырь оказывал пришлым людям материальную помощь для первоначального обзаведения. Из монастырских пашенных крестьян образовались вотчины, которые впоследствии выросли в деревни и села: Китойское, Бадайское, Мальтинское, Холмушенское, Баклашинское и другие. Одна из ближайших к монастырю заимок – Жилкинская – превратилась со временем в Подгородно-Жилкинское селение, ставшее посадом монастыря. В 1704 году игуменом монастыря Макарием в 62-х верстах вниз по течению Ангары был основан соляной завод, приносивший доходы и снабжавший солью всю округу. Позднее вокруг завода образовалось село Усолье (ставшее много лет спустя городом Усолье-Сибирское), старинный центр солеварения в Сибири. С 1710 года монастырю принадлежала деревня Голоустная с рыбными ловлями на Байкале; некоторое время он владел Посольским Спасо-Преображенским монастырем и Братской Спасской пустынью при Братском остроге, впоследствии упраздненной. До издания штатов для монастырей в 1764 году Вознесенскому монастырю принадлежали 464 крестьянина мужского пола. Тогда же монастырь вошел в число обителей 3-го класса, а в 1797 — 2-го класса.

В 1764 году Екатериной II были установлены штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь отнесен был к третьему классу.  Монастырь оказался в полунищенском положении, через несколько лет последовал еще один удар; пожар 1783 года уничтожил почти все здания, и положение его стало критическим. Едва ли монастырь продолжил бы свое существование и развитие, но... у Иркутской обители была необычная судьба.

Указом Святейшего Синода тело архиерея Иннокентия Кульчицкого, пробывшего нетленным многие годы, не тронутое огнем во время истребительного пожара 1783 года, признаются за совершенные Святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования. 9 февраля 1805 года мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь, в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. Хотя, как свидетельствуют некоторые источники, еще до описанных событий в народе сложилось прочное убеждение в том, что мощи Иннокентия – святые, обладают чудесным свойством исцеления от недугов.

Монастырь в эти годы быстро отстраивается, заменяя деревянные постройки на каменные. За 1767–1809 годы построены три каменные церкви, одноэтажный настоятельский корпус, часовня над могилой схимонаха Герасима, тогда же монастырь опоясан каменной оградой, имевшей в окружности 220, а высоту до 2-х саженей. С 1797 года монастырь значится второклассным, а с 1836 года возведен в первый класс. Значительно увеличено содержание из казны, на площадях в 150 десятин земли распахиваются новые поля, устраивается скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы.

В 1836 году, по представлению иркутского епископа Иннокентия (Александрова) Вознесенский монастырь был возведен в 1-й класс. С 1861 монастырь стал общежительным. Всего к началу XX века число проживающих в нем колебалось от 150 до 200 человек. В Вознесенском монастыре сохранялись нетленные останки Святителя Иннокентия I, епископа Иркутского. В 1883 году для улучшения миссионерской деятельности при монастыре учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем.

В истории Иркутского Вознесенского монастыря сохранились имена известных людей своего времени, живших или побывавших в нем в разные годы. В начале XVIII века здесь бывал епископ Варлаам Косовский, находившийся на иркутском викариатстве (этот архиерей 13 апреля 1708 года освещал деревянную Тихвинскую церковь в городе – сообщает летопись). В 1719 году монастырь посетил Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский. В течение 33-х лет настоятелем обители состоял архимандрит Синессий (1754–1787 гг.), при нем были построены первые каменные здания монастыря; в память о нем поставлена в 1865 году часовня над его могилой. Настоятелем монастыря в 1802–1806 гг. являлся молодой тогда архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин), ставший позднее ученым-синологом с европейским именем. Проведя после Иркутска 14 лет в Китае во главе духовной миссии, изучив язык, он подготовил материалы для многочисленных переводов и исследований. Его труды по истории, географии, культуре Китая и других стран Восточной Азии оставили заметный след в отечественном востоковедении, под влиянием трудов Бичурина сложилась школа известных русских синологов. Посетили монастырь и члены царской фамилии в 1873 году – четвёртый сын императора Александра II великий князь Алексей Александрович, в 1891 году, возвращаясь после кругосветного путешествия, гостем стал наследник русского престола цесаревич Николай II.

Указ митрополита Тобольского Антония от 24 февраля 1725 года гласил: «...учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского, а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных...».  В 1728 году Иннокентий Кульчицкий создал при обители новую школу, не раздельную с первой, Славяно-Русскую, в которой начато преподавание русского и церковно-славянского, а потом и латинского языков. Историки Сибири В.И. Семевский и П.А. Словцов считали, что «Иннокентий содержал Русскую, основанную им, школу своим иждевеннием». С 1760 по 1839 годы школа находилась в Иркутске, в архиерейском доме, но с 1839 года школа для обучения крестьянских детей грамоте была открыта в монастыре.

Частые пожары не щадили и учебные заведения – эта школа сгорела при пожаре 1876 года так же, как сгорело двухэтажное здание 2-х классного миссионерского училища в 1899 году, не простояв и двух лет. Это учебное заведение было рассчитано на обучение в основном бурятских детей, которые оканчивали одноклассные школы при миссионерских станах. С 1900 года при монастыре открылась начальная школа грамоты. В 1898 году в монастыре была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи. В 1919 году в стенах монастыря разместился иркутский сводный госпиталь.

11 января 1921 мощи Святителя Иннокентия были вскрыты и затем отправлены в музей Ярославля (2 сентября 1990 года мощи св. Иннокентия были возвращены в Иркутск, сейчас они находятся в Иркутском Знаменском монастыре). 23 марта 1922 года в 11 часов утра – происходило изъятие церковных ценностей по распоряжению из Москвы (изъяты почти все золотые и серебряные культовые предметы, в том числе ценности из усыпальниц, серебряная рака). 27 октября 1923 года – подписан договор Подгородно-Жилкинской общиной верующих с Иркутским уездным исполкомом «на право пользования храма бывшего Вознесенского монастыря для религиозных целей» (с большим перечнем обязательств верующих и священнослужителей). Последнее упоминание о монастыре в делах государственного архива датируется 1925 годом, когда жители села, а также верующие люди, приходящие из города приходили на богослужение в соборную церковь, ставшую к этому времени приходской.

К началу 1933 все церковные здания за исключением Успенской церкви были снесены. В наши дни в Сибири не осталось ни одного не только действующего, но и сохранившего полностью свой архитектурный облик монастыря. Не украшает иркутскую землю и Вознесенский монастырь. Из монастырских стен в начале становления советской власти построили мясокомбинат и комбинат хлебобулочных изделий. До сих пор мясокомбинат располагается на монастырском кладбище. В его стенах можно увидеть кирпичи монастыря, а в котельной — чугунную винтовую лестницу, которая раньше вела на монастырскую звонницу.

На начало XXI века из монастырских строений сохранились Успенская церковь с трапезной (1783, ул. Полярная, 98), старый братский корпус (1830-е, ул. Полярная, 80), новый братско-настоятельский корпус (1898, ул. Полярная, 79), школа с братской кухней (бывший дом настоятеля, 1804, ул. Полярная, 88), каменно-деревянные службы (ул. Полярная, 86), кухня, ризница (1907, ул. Полярная, 94), гостиница для странников (1903, ул. Полярная, 83). Сегодня монастырский поселок и деревня Жилкино превратились в крупный промышленный район Иркутска, получив старинное название деревни — Жилкино. С 1998 года в Успенской церкви была возобновлена духовная служба.