Московские ворота
Старинные ворота, поспешно разобранные в 1928 году, теперь восстановлены, осознана их значимость в панораме города. Всех приезжающих встречали Московские ворота, торжественно заложенные 9 июля 1811 года по случаю празднования десятилетия царствования Александра I. Ворота строились по проекту Якова Алексеевича Кругликова. 15 сентября 1813 года их постройка была закончена. Градские парадные врата имели 4 каменных яруса и достигали почти 20-метровой высоты. Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы. По бокам пилонов поднимались 8-метровые полуколонны. Объёмно-пространственная композиция Московских ворот отличалась хорошими пропорциями, удачной постановкой в береговой застройке. Они стали неотъемлемой частью панорамы города и долгие годы служили его своеобразным символом, как бы приняв эстафету у острожных строений, утраченных в конце XVIII столетия.
Московские триумфальные ворота стояли на одном из четырех главных выездов из города, а именно на Московском направлении, ведущем в Европейскую часть России. Именно поэтому они получили название Московские ворота. В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тысяч пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. После тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имевшимися тогда способами, исправить положение. Московские ворота были разобраны в 1928 году из-за полной ветхости.
Сооружение триумфальных ворот имело в городе свою традицию. Первые из них были поставлены в 1789 году по случаю прибытия в город нового генерал-губернатора И.А. Пиля. Затем возвели Московские ворота в честь десятилетия царствования Александра I. Амурские ворота соорудили в 1858 году в канун возвращения с Амура генерал-губернатора Николая Николаевича Муравьева, заключившего с Китаем важный для России договор о пограничных землях. Царскую арку сложили (все прежние ворота, кроме Московских, были деревянными) в 1891 году для церемонии встречи цесаревича, будущего русского царя Николая II. Последняя, арка Победителей, была поставлена 7 марта 1920 года. Под ее сверкающим сводом (арка была выложена из глыб ангарского льда) прошли передовые части Красной Армии (5-я Красная армия и 30-я стрелковая девизия), освободившие Сибирь от колчаковцев. «Триумфальное зодчество» Иркутска — оригинальная страница иркутской истории и архитектуры.
Московские триумфальные ворота стояли на одном из четырех главных выездов из города, а именно на Московском направлении, ведущем в Европейскую часть России. Именно поэтому они получили название Московские ворота. В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тысяч пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. После тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имевшимися тогда способами, исправить положение. Московские ворота были разобраны в 1928 году из-за полной ветхости.
Сооружение триумфальных ворот имело в городе свою традицию. Первые из них были поставлены в 1789 году по случаю прибытия в город нового генерал-губернатора И.А. Пиля. Затем возвели Московские ворота в честь десятилетия царствования Александра I. Амурские ворота соорудили в 1858 году в канун возвращения с Амура генерал-губернатора Николая Николаевича Муравьева, заключившего с Китаем важный для России договор о пограничных землях. Царскую арку сложили (все прежние ворота, кроме Московских, были деревянными) в 1891 году для церемонии встречи цесаревича, будущего русского царя Николая II. Последняя, арка Победителей, была поставлена 7 марта 1920 года. Под ее сверкающим сводом (арка была выложена из глыб ангарского льда) прошли передовые части Красной Армии (5-я Красная армия и 30-я стрелковая девизия), освободившие Сибирь от колчаковцев. «Триумфальное зодчество» Иркутска — оригинальная страница иркутской истории и архитектуры.