RU EN

Железнодорожный вокзал станции Иркутск



августа 1898 года в Иркутск прибыл первый поезд, состоящий из нескольких вагонов. Это было событие особой значимости. Начиналась новая эпоха в жизни города. Строительство железнодорожной магистрали оказало огромное влияние на развитие города и его застройку. Иркутск стал узловым пунктом. Сюда прибывали проездом, на постоянное или на временное поселение инженеры и рабочие, здесь находились управления строительства. Дорога послужила толчком для быстрого территориального роста Глазковского предместья Иркутска на левом берегу Ангары.

Как отмечалось на заседании городской думы в 1909 г., «...в течение 20 лет население города почти удвоилось и город страшно разросся. Глазково громадно разрослось, образовалось новое Вознесенское предместье; заселение Иерусалимской горы дошло почти до Лисихи, увеличились и усложнились санитарные требования...». По данным, приведенным также на заседании думы в том же году, «...в Иркутске, согласно полицейским сведениям, жителей менее 100 тысяч (96)», а к 1 января 1910 г. здесь насчитывалось уже 113 288 жителей. Для сравнения: в 1897 г. в столице Восточной Сибири проживало 50,5 тысячи человек.

Здание железнодорожного вокзала станции Иркутск, то, которое мы видим сегодня, имеет несколько строительных периодов. В 1897—1898 гг. по проекту архитектора В.Л. Мациевича была построена первая его часть. Кирпичное здание площадью 466 м2 строилось по типу красноярского, автором проекта которого был архитектор Н.М. Соловьев. Тем не менее автором проекта иркутского вокзала всегда называют архитектора В.Л. Мациевича.
В 1905—1907 г. по проекту архитектора В.О. Коляновского было осуществлено строительство нового здания. Оно было значительно больше прежнего, площадь его составила около 1600 м2 (почти в 4 раза больше). В новом здании в двух залах обслуживались пассажиры 1 -го, 2-го и 3-го классов. В каждом зале находился свой буфет, а кроме того туалеты, парикмахерская, камера хранения, сберегательная касса, парадные комнаты. В зале 1-го и 2-го классов были паркетные полы, в зале 3-го класса — асфальтовые. Привокзальный перрон вымощен плитками. В старом вокзале остались служба телеграфа, контора дежурного по станции. Часть здания предназначалась для пассажиров 4-го класса и переселенцев (сейчас туалет), а часть была отдана для хранения ручного багажа пассажиров первых трех классов.

В 1935—1936 гг. вокзал был реконструирован. Ремонт состоял в следующем. Вокзал постройки 1907 г. и пассажирское здание постройки 1898 г. соединили. Вновь выстроенный переход был выполнен в том же стиле, в каком сделаны прежние здания. А первый вокзал был надстроен вторым этажом; у него изменили внешний вид, а внутри — планировку.
В первой половине 1960-х гг. во время очередной реконструкции вокзала был пристроен пригородный павильон. Затем в связи со столетием прихода первого поезда в Иркутск в 1998 году была осуществлена очередная реконструкция вокзала, и, наконец, в 2004 вокзал еще раз изменил свой облик, который имеет сейчас.

В интерьере зала 1-го подъезда вокзала мемориальная доска (литой металл) с барельефом и текстом: «Александр Васильевич Колчак. 12 ноября 1874 г. – 7 февраля 1920 г. Русский флотоводец, полярный исследователь, руководитель белого движения. На этом месте 15 января 1920 г. чешско-французскими «союзниками» был арестован и выдан эсерам и большевикам А.В. Колчак в обмен на беспрепятственный выезд из Сибири и золотой запас России. 1902 г. – А.В. Колчак прибыл в Иркутск из экспедиции в Арктику. Отсюда в феврале 1903 г. отправился на поиски экспедиции барона Эдуарда Васильевича Толя, а в марте 1904 г. на русско-японскую войну, после своей женитьбы на Софье Андреевне Омировой. Проездом был в 1911 г. и в октябре 1918 г.» Автор барельефа – скульптор Е.И. Скачков. Доска изготовлена на предприятии ВСЖД ст. Алзамай Нижнеудинского района, установлена 4 августа 2005 г. по приказу начальника ВСЖД А.Г. Тишанина.