Ледокол Байкал
В конце прошлого столетия началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Для скорейшего завершения работ решено было организовать строительство сразу на нескольких участках. 19 мая 1891 года начали укладку рельсов от Владивостока, в следующем году — от Челябинска до Оби, еще через год — от Оби до Иркутска. В 1895 году начались работы на участке Мысовая-Сретенка. Исключительно сложные топографические и геологические условия встретились при постройке Кругобайкальского участка дороги. Необходимо было пробить 39 туннелей разной длины в тяжелых породах, соорудить большое количество мостов, насыпей, галерей. Из-за трудностей при постройке поздний ввод в эксплуатацию Кругобайкальского участка надолго задержал бы открытие сквозного движения по всей магистрали.
После долгих рассуждений и сомнений 29 ноября 1895 года Комитет принял решение заказать паром-ледокол по типу одного из американских, работающего на озере Эри. 30 декабря того же года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр У. Г. Армстронг, Уитворт и Ко» в Ньюкасле на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Сборку ледокола, доставленного по частям из Англии всеми видами транспорта (от водного до конной тяги), начали 15 января 1898 года в с. Лиственичном на Байкале, на специально построенном стапеле. Торжественный спуск парома-ледокола состоялся 17 июня 1899 года со служением молебна и при большом стечении народа. 24 июня ледокол Высочайшим Указом был окрещен «Байкалом». Малоизвестный факт: император отклонил название «Николай», с которым к нему «верноподданически» обратилось Министерство путей сообщения.
В первый пробный рейс «Байкал» вышел 4 января 1900 года. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Ангарами вместе с «Байкалом» ежедневно совершала по 2 рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Однако первые зимние рейсы показали полную непригодность Мысовской гавани. Ветрами она, вследствие мелководья, забивалась льдом до самого дна. В 1903 году ледокольная пристань была переведена в Танхой. Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года. В течение трех зимних месяцев переправа через Байкал не действовала.
С 1906 года «Байкал» работал один, изредка совершая рейсы в Танхой. Работа его немного оживилась с 1910 года, когда в связи с постройкой второго пути на Кругобайкальской дороге было запрещено движение пассажирских поездов — все они переправлялись через Байкал на пароме.
26 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет «О национализации торгового флота», а 28 января уже было принято Постановление Комитета Советских организаций Восточной Сибири о национализации имуществ Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств. Постановление относилось и к Байкальской железнодорожной переправе. Фронт стремительно подкатывался к Иркутску. В Лиственичное прибыл член Центросибири, начальник штаба Прибайкальского фронта М.А. Трилиссер, по его указанию стали готовить флот к предстоящим боевым действиям. В будущую флотилию вошли суда: «Байкал», «Ангара», «Кругобайкалец», «Лейтенант Малыгин», «Граф Муравьев-Амурский», «Иннокентий», «Михаил» и паровой катер «Волна». На ледоколы спешно грузили уголь, смазку, запасные части, продовольствие. Вся флотилия после погрузки в Лиственичном и прощального митинга перешла в рейд пристани Байкал.
Утром 12 августа 1918 года в Мысовой погиб ледокол «Байкал». Случилось это так. Накануне белочехи, используя тактику советских войск, высадили свой десант в районе Посольска в тыл отступающим. В операции участвовали пароходы «Феодосий», «Бурят» и «Сибиряк». Высадив десант, «Феодосий» с двумя баржами под бортами (по некоторым сведениям с ним был и «Бурят») направился в Мысовую. «Белое» командование, вероятно, получило сведения, что «Ангары» в Мысовой не было, а «Байкал», вооруженный допотопной мортирой, не представлял серьезной угрозы. При приближении «Феодосия», как только последний обнаружил свои враждебные намерения, «Байкал» стал выходить из вилки для принятия боя. Вскоре «белые», пристрелявшись, добились прямого попадания. Снаряд угодил в корму. «Байкал» потерял управляемость. Капитан ледокола М.П. Алексеев по приказанию командующего флотилией Луки Михайловича Власова, маневрируя машинами, сумел завести судно обратно в вилку. Обстрел Мысовой продолжался. После попадания в надстройку «Байкал» загорелся. Деревянная надстройка, трюмы, наполненные углем и смазкой — все становилось добычей пламени. Попытка гасить пламя насосом с «Кругобайкальца» оказалась тщетной. Красногвардейцы и команда ледокола эвакуировались на берег. Пламя охватило весь ледокол. Горящая мачта упала на тягу гудка, и объятый пламенем «Байкал» издал протяжный, леденящий душу звук. Орудийным огнем со стоявшего на станции бронепоезда белогвардейские пароходы были отогнаны, но они уже сделали свое дело: вместе с ледоколом горели пристань и станционные постройки.
После долгих рассуждений и сомнений 29 ноября 1895 года Комитет принял решение заказать паром-ледокол по типу одного из американских, работающего на озере Эри. 30 декабря того же года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр У. Г. Армстронг, Уитворт и Ко» в Ньюкасле на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Сборку ледокола, доставленного по частям из Англии всеми видами транспорта (от водного до конной тяги), начали 15 января 1898 года в с. Лиственичном на Байкале, на специально построенном стапеле. Торжественный спуск парома-ледокола состоялся 17 июня 1899 года со служением молебна и при большом стечении народа. 24 июня ледокол Высочайшим Указом был окрещен «Байкалом». Малоизвестный факт: император отклонил название «Николай», с которым к нему «верноподданически» обратилось Министерство путей сообщения.
В первый пробный рейс «Байкал» вышел 4 января 1900 года. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Ангарами вместе с «Байкалом» ежедневно совершала по 2 рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Однако первые зимние рейсы показали полную непригодность Мысовской гавани. Ветрами она, вследствие мелководья, забивалась льдом до самого дна. В 1903 году ледокольная пристань была переведена в Танхой. Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года. В течение трех зимних месяцев переправа через Байкал не действовала.
С 1906 года «Байкал» работал один, изредка совершая рейсы в Танхой. Работа его немного оживилась с 1910 года, когда в связи с постройкой второго пути на Кругобайкальской дороге было запрещено движение пассажирских поездов — все они переправлялись через Байкал на пароме.
26 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет «О национализации торгового флота», а 28 января уже было принято Постановление Комитета Советских организаций Восточной Сибири о национализации имуществ Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств. Постановление относилось и к Байкальской железнодорожной переправе. Фронт стремительно подкатывался к Иркутску. В Лиственичное прибыл член Центросибири, начальник штаба Прибайкальского фронта М.А. Трилиссер, по его указанию стали готовить флот к предстоящим боевым действиям. В будущую флотилию вошли суда: «Байкал», «Ангара», «Кругобайкалец», «Лейтенант Малыгин», «Граф Муравьев-Амурский», «Иннокентий», «Михаил» и паровой катер «Волна». На ледоколы спешно грузили уголь, смазку, запасные части, продовольствие. Вся флотилия после погрузки в Лиственичном и прощального митинга перешла в рейд пристани Байкал.
Утром 12 августа 1918 года в Мысовой погиб ледокол «Байкал». Случилось это так. Накануне белочехи, используя тактику советских войск, высадили свой десант в районе Посольска в тыл отступающим. В операции участвовали пароходы «Феодосий», «Бурят» и «Сибиряк». Высадив десант, «Феодосий» с двумя баржами под бортами (по некоторым сведениям с ним был и «Бурят») направился в Мысовую. «Белое» командование, вероятно, получило сведения, что «Ангары» в Мысовой не было, а «Байкал», вооруженный допотопной мортирой, не представлял серьезной угрозы. При приближении «Феодосия», как только последний обнаружил свои враждебные намерения, «Байкал» стал выходить из вилки для принятия боя. Вскоре «белые», пристрелявшись, добились прямого попадания. Снаряд угодил в корму. «Байкал» потерял управляемость. Капитан ледокола М.П. Алексеев по приказанию командующего флотилией Луки Михайловича Власова, маневрируя машинами, сумел завести судно обратно в вилку. Обстрел Мысовой продолжался. После попадания в надстройку «Байкал» загорелся. Деревянная надстройка, трюмы, наполненные углем и смазкой — все становилось добычей пламени. Попытка гасить пламя насосом с «Кругобайкальца» оказалась тщетной. Красногвардейцы и команда ледокола эвакуировались на берег. Пламя охватило весь ледокол. Горящая мачта упала на тягу гудка, и объятый пламенем «Байкал» издал протяжный, леденящий душу звук. Орудийным огнем со стоявшего на станции бронепоезда белогвардейские пароходы были отогнаны, но они уже сделали свое дело: вместе с ледоколом горели пристань и станционные постройки.