RU EN

Понтонный Николаевский мост



В разное время Городская дума неоднократно обсуждала вопрос о строительстве постоянных мостов через Ангару и Иркут. В первую очередь городу необходим был мост через Ангару. Поступали предложения продолжить Московский тракт и построить мост напротив кафедрального собора, напрямую в центр города. В этом случае отпадала необходимость в строительстве моста через Иркут. Однако исполняющий обязанности городского головы П.Я. Горяев отверг целесообразность строительства моста через Ангару в этом месте. Он считал, что городу в первую очередь нужна связь с Глазковским предместьем и Кругобайкальским трактом. Стали невыгодны две переправы и старый понтонный мост, которые уже не справлялись со всеми потребностями города. Требовалось сократить расходы на содержание 8 мостов через протоки на старом участке тракта. Регулярные разливы Иркута, подтопление территорий, большое количество проток, быстрое течение Ангары ниже впадения в нее Иркута и сплав леса — все это и другие важные аргументы убедили Городскую думу отказаться от данного варианта. «Если бы понтонный мост через Ангару находился у собора, то связь города с Глазково, с железной дорогой через Иркутный мост была бы невыгодной. В декабре 1890 года Иркутская городская дума приняла решение о строительстве в черте города двух гужевых мостов: деревянного на сваях через Иркут и понтонного через Ангару». В 1891 году новый мост через Иркут был пущен в эксплуатацию, и к нему стал разворачиваться Московский тракт. Так постепенно исчезали и менялись одни направления жизнедеятельности человека, возникали и разрастались новые.

В 1890 Иркутская городская Дума, узнав о предстоящем визите цесаревича Николая, «единогласно признала своею священной обязанностью ознаменовать дни пребывания дорогого Гостя в Иркутске чем-либо полезным и достойным воспоминания в будущем, постановила построить понтонный мост через р. Ангару, шпренгельный мост через р. Иркут и новый тракт от нового моста до Вознесенского монастыря, понтонному мосту присвоить наименование «Цесаревича Николая». Понтонный мост через Ангару был сооружен за 6 месяцев в 1891 по проекту архитектора В.А. Рассушина. За сооружение 18 понтонов взялись четыре подрядчика: Пашковский, Челпанов, Ведерников и Шишелов, которые к договорному сроку (1 июня 1891) все работы выполнили. Понтоны были изготовлены в селе Лиственичном на Байкале. Якоря и цепи исполнены по особым чертежам на Николаевском железоделательном заводе М.Д. Бутина. Открытие и освящение моста было приурочено к дням посещения Иркутска цесаревичем Николаем. Торжества прошли 24 июня 1891 в присутствии наследника, поэтому понтонный мост назван был Николаевским.

Деньги за проезд по мосту были одной из статей городского дохода, стоило это удовольствие по тем временам недешево (от 1 до 8 копеек, в зависимости от нагрузки на мост), что часто возмущало жителей.

От понтонного моста в Глазковском предместье начинались три улицы. Вправо вдоль путей железной дороги уходила Глазковская набережная (теперь этой улицы нет), по которой ездили владельцы дачных участков на Кайской горе. Прямо в гору шла Понтонная улица, связывающая город с деревнями Смоленщиной, Мельниково, Марково, Медведево. По этой улице иркутяне добирались до циклодрома (площадка для любителей велосипедного спорта) и Медведниковской больницы для хронических больных (курорт «Ангара», здание построено 14 января 1901, архитектор А.И. Кузнецов). Дорога с понтонного моста влево вела к железнодорожному вокзалу станции Иркутск.

На въезде со стороны центра города стояли два пирамидальных каменных столба с позолоченными изображениями российского герба на верхушках. В обоих столбах вделаны небольшие чугунные доски с надписями: на одной — «Мост цесаревича Николая», а на другой — «24 июня 1891 года».

В летнее время с 1 мая до 1 сентября производился ежедневный развод моста для пропуска водного транспорта. Для этого выводились из связки понтон № 2, а если было необходимо, то и понтон № 3 (считая от правого берега). На зиму понтонный мост убирали, и понтоны отводили на зимнюю стоянку на левом берегу выше дамбы против здания городского училища св. князя Владимира (в конце прошлого века оно перешло к железной дороге). Весной после вскрытия Ангары ото льда (в 10-х числах апреля) мост вновь устанавливали. Ангара обычно замерзала в конце декабря — начале января. До этой поры и стоял понтонный мост, подвергаясь иногда опасности быть разбитым отдельными большими льдинами. Такой случай произошел 2 декабря 1900, когда «громадная льдина, оторвавшись от забереги близ рыбных рядов ударила в понтонный мост, вырвала у 2-х понтонов носовые коряги, мост весь разбило. 11 понтонов унесены водою и 6 из них затонули близ Жилкиной и скотобойни».

Мост построен как памятник В.И. Ленину по инициативе иркутян в 1932—1936 гг. по проекту архитектора И.А. Француза и инженера П.Н. Поликарпова. Начальником строительства и главным инженером был Н.А. Холин.

В конце мая 1961 года ушли под воду десятки поселений на Ангаре, восходящих к началу освоения Приангарья. Так наиболее освоенная и обжитая в дореволюционный период прибрежная ангарская полоса от Байкала до Братска на большом своем протяжении оказалась отторгнутой от историко-культурной среды.

Односторонний взгляд на сибирские края остается живучим. Теперь здешние места представляются исключительно краем гигантских новостроек, крупнейших в мире гидроэлектростанций, алюминиевых заводов, целлюлозных комбинатов, новых, рожденных советским временем городов. Да и кто не слышал о Братской, Усть-Илимской ГЭС! А из 20 нынешних городов Иркутской области 15 появились после 1917 года.

У правобережного съезд с Глазковского моста в 1986 году был установлен въездной знак в Кировский район в связи с 300-летием присвоения Иркутску статуса города (маленькая табличка, упоминающая об этом, находиться под буквами и спрятана за кустами — не подберешься).