RU EN

Знаменский женский монастырь



Силуэт Знаменского монастыря просматривается издалека (ул. Ангарская, 1). Женский Знаменский монастырь возник на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка) в одной версте от Иркутского острога. По поводу даты основания монастыря существует два мнения. Наиболее часто называется 1693 год, приведенный в иркутской летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова. Но в документах сохранилась и более ранняя датировка — 1689. Именно тогда митрополит Тобольский и Сибирский Павел благословил строительство женского Знаменского монастыря. Первым строителем монастыря был Влас Сидоров.

Во все времена это был рядовой женский монастырь. В начале XX века монастырь имел свечной завод, просфопекарню, рукодельную и переплетную мастерские, оранжерею, церковно-приходскую школу, приют для девочек дошкольного возраста. Сейчас из монастырских строений сохранились: церковь Знамения Пресвятой Богородицы, кельи, святые ворота, монастырская ограда, общая трапезная, больница и каменный дом с сеновалом.

Среди послушниц обители стоит упомянуть дочь казненного государственного деятеля и дипломата Артемия Петровича Волынского (1689–1740) — графиню Анну Волынскую (дочь сестры Петра I — Александры Львовны Нарышкиной), насильно постриженную 25 августа 1741 года. По возвращении на престол Елизаветы с юной монахини было снято невольное пострижение. Возвратившись в Петербург, она отправила в Знаменскую обитель напрестольное Евангелие, сохраняемое и поныне.

Кстати, упомянем еще об одном Евангелии. Оно было прислано в 1708 году от Петра I с его дарственной, заканчивающейся грозным предупреждением: «Иже а те кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковой во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ вздаст». Как дорогую реликвию, книгу в 1883 году «одели» в массивный (8 фунтов 3 золотника) чеканный вызолоченный по серебру оклад работы московского мастера. Текст Евангелия отпечатан в Москве в 1690 году. Таким образом, царское подношение для нашего времени является не только мемориальным памятником, связанным с именем выдающегося исторического деятеля, но и книжной редкостью, а также памятником русского ювелирного искусства.

Первые строения монастыря, как все постройки тогдашнего Иркутска, были деревянными. Знаменский храм, возведенный в 1693 году под наблюдением «выборного торгового человека» Власа Сидорова, к 1727 году пришел в ветхость. В 1728 году срубили новый, а через 20 лет стали хлопотать о замене всех построек каменными. В 1757 году в монастыре на средства иркутского купца И. Бечевина развернулись каменные работы, продолженные и в первые десятилетия XIX столетия. В результате и сложился в основном комплекс, дошедший до наших дней. В юго-западной части его расположены Знаменская церковь, кладбище, дом настоятельниц; в северо-западной (за церковью) — деревянные и каменные кельи; в восточной — хозяйственные строения. Всю территорию монастыря окружает невысокая кирпичная ограда под узкой двускатной крышей. Главный вход отмечен «Святыми воротами». Несмотря на безыскусную простоту и скупость отделки, ограда играет заметную роль в решении ансамбля — ее протяженная горизонталь оттеняет основные вертикали храма.

Знаменский монастырь первоначально был обнесен деревянной оградой. В западной стене ограды, обращенной к Ангаре, над святыми воротами по указу иркутского епископа Иннокентия Неруновича от 10 марта 1742 года начато строительство деревянной церкви. Сооружал ее на свои средства иркутский купец Федор Щербаков. Надвратную монастырскую церковь во имя Преображения Господня освятили 21 октября 1745 года. Храмовая часть располагалась над воротами, с южной и северной сторон ее были устроены по два «отступа наподобие клиросов» с переходами между ними, огороженными точеными перилами. Нависающие алтарь и паперть были устроены на столбах. Алтарь был обращен внутрь монастырской ограды, паперть — наружу. Входили в церковь через рундук, обшитый досками. Алтарь освещали три окна, церковь — 29 слюдяных окон в два яруса. Церковь завершал высокий шатер с главкой и деревянным позолоченным крестом. В 1787 году в монастыре пожар уничтожил ограду монастыря и, возможно, повредил надвратный храм, в 1790 году он был разобран. Вместо упраздненной деревянной Преображенской церкви в 1791 к соборной Знаменской церкви примкнул с севера каменный Преображенский придел, освященный в 1794 году.

В 1731 году была заложена деревянная двухпрестольная церковь во имя святых Димитрия и Трифона и 28 октября 1739 освящена во имя святого Димитрия Солунского; придел во имя мученика Трифона был освящен 1 августа 1746. Церковь Димитрия и Трифона располагалась в 10,5 саженях к югу от деревянной Знаменской церкви. Не простояв и полсотни лет, церковь эта значительно обветшала и была разобрана в 1786 году, иконостас ее был временно перенесен в новоустроенный каменный Знаменский храм — в палатку, расположенную рядом с северным Никольским приделом.

В 1810—1818 годах, на средства иркутского купца Чупалова, с севера от Знаменской церкви построили каменные кельи, в которых устроили больничную церковь. В нее перенесли прежний иконостас церкви Димитрия и Трифона, и 27 ноября 1818 года иркутский епископ Михаил освятил церковь. В 1836 после доделок она была переосвящена. В 1851—1854 годах церковь значительно перестроили на средства иркутского купца Евфимия Андреевича Кузнецова и по окончании ремонта передали в ведение женского духовного училища, созданного рядом со Знаменским монастырем на средства того же купца. Иркутский епископ Нил 16 января 1854 переосвятил церковь в память благотворителя во имя Святителя Евфимия. Церковь расположена с восточного торца одноэтажных каменных келий. Их суровый облик, лишенный какого-либо декоративного убранства, повлиял на архитектуру встроенной церкви, задуманной как больничная. Храм выделялся слегка повышенным объемом и небольшой главкой. Два яруса окон объединены ленточными наличниками — нижние проемы прямоугольные, верхние — с лучковой перемычкой.

Лучше других сохранились монастырские постройки парадной, юго-западной, части, где ведущее место отведено Знаменской церкви (1757— 26 ноября 1762). Ее здание построено по утвердившемуся в иркутской архитектуре середины XVIII столетия типу ярусного, открытого на всю высоту храма. К основному объему примыкает обширная трапезная и восьмигранная колокольня над папертью. Прилегающий к северному фасаду Никольский придел (освящен 8 мая 1761) был уравновешен возведением с южной стороны трапезной Казанского придела (1787). В 1794 году церковь получила дополнительный объем — Преображенский придел с северной стороны четверика. Для соединения его с основным храмом в северной стене пробили арку.

Знаменскую церковь закрыли на основании постановления Восточно-Сибирского крайисполкома 17 июля 1934 года. 10 августа 1928 года рядом со Знаменским монастырем открылся гидраэропорт — первый в Сибири. Состоялся почтово-пассажирский рейс по гидроавиалинии Иркутск — Бодайбо на 6-местном пассажирском самолёте Юнкерс-13 (J-13) «Моссовет». Гидросамолёты совершали регулярные рейсы в Якутию. После закрытия монастыря все здания монастыря были переданы авиаотряду: в Знаменской церкви устроили штаб гидроотряда, в настоятельском корпусе — общежитие. У монастыря было построено 4 авиапричала, а также еще 18 на противоположном берегу у острова Любви. В 1941 году всвязи с бедственным положением в стране гидроаэропорт закрыли и в 1945 году отдельные здания монастыря, включая Знаменскую церковь, были возвращены общине верующих.

30 августа 1960 года комплекс построек Знаменского монастыря был отнесен к памятникам федерального значения и охраняется государством. В 1990 в церкви поместили мощи святого Иннокентия, епископа Иркутского, возвращенные из ярославского музея. Все годы пребывания святых мощей в Ярославле их упорно называли «Сибирской мумией». Священнослужители высказывали предположение о том, что, возможно, это и есть мощи Святого Иннокентия. Необходимо было документальное подтверждение, и подлинные документы нашлись. Хранились они в Иркутске в фондах краеведческого музея. Готовясь к выставке «Сокровища сибирских церквей в собрании музея», его сотрудники обнаружили и анатомическое описание мощей, и фотофиксацию процедуры их вскрытия. Копии были сняты и отправлены в Ярославль.

В монастыре расположен издревле почитаемый некрополь. У южной стены Знаменской церкви в одной ограде темнеют два надгробия. Под одним из них покоится прах Екатерины Ивановны Трубецкой (1800—1854). Кому из нас не дорога память о первых русских революционерах? Кто не преклоняется перед стойкостью и преданностью женщин, разделивших все тяготы ссылки «государственных преступников» и вписавших немеркнущую страницу в историю Отечества? Декабристы оставили в Иркутске память благодарную и глубокую. Екатерина Ивановна, жена Сергея Петровича Трубецкого, первой бросила вызов самодержавию, первой не устрашилась сибирской каторги. Она скончалась в Иркутске 14 октября 1854 года и похоронена рядом с умершими в малолетстве детьми — Никитой, Владимиром и Софьей. В последний путь Екатерину Ивановну провожали друзья по сибирской неволе, съехавшиеся из окрестных деревень, пришли многие горожане. Свидетельница печальных событий Софья Григорьевна Волконская, сестра декабриста, писала родственникам Трубецких в Петербург: «Вы... не можете сомневаться в том участии, которое я, будучи столько лет близка со всей вашей семьей, принимаю в этом горе... ее приветливый характер, ее участливое обращение ко всем и доброжелательство делали из нее выдающуюся женщину общества, утешительницу для несчастных и поддержку для друзей...». Близ семейного захоронения Трубецких погребен декабрист Владимир Александрович Бечаснов (1802— 1859). Чуть поодаль, против входа в церковь, похоронены декабристы Петр Александрович Муханов (1800—1854) и Николай Алексеевич Панов (1803—1850).

У алтаря Знаменской церкви возвышается памятник на могиле Григория Ивановича Шелихова (1747—1795). Случись так, что это имя вы услышали впервые, памятник намекнет на характер деятельности этого человека: карта северо-востока Азии и Аляски, якоря, корабельная мачта, песочные часы, паруса, морские канаты, бортжурнал, циркуль, штурманские линейки... Изображения свитка, медали, шпаги, гербовой печати Российского государства — свидетельство высокой оценки трудов Шелихова на пользу Отечества. Пространные тексты, выбитые на гранях постамента, — краткая летопись трудов и дней Шелихова — это подтверждают. Надписи принадлежат перу Г.Р. Державина и И.И. Дмитриева. Столь известные поэты не случайно откликнулись на смерть иркутского купца. Основатель Российско-Американской компании, один из первых исследователей Курильских островов и Аляски, основатель поселений в «Русской Америке», Г.И. Шелихов проявил себя как человек государственный и исследователь неутомимый. Отчет о путешествиях, в особенности на северо-западное побережье Америки, неизвестное в ту пору европейцам, включал столь ценные сведения и был так увлекательно написан, что изданный впервые в 1791 году, он в течение последующих 20 лет переиздавался 9 раз, причем трижды на немецком языке и дважды на английском.